Когда встречают новый год древние римляне шарарам. Рождественские прогулки по риму

В Древнем Египте Новый Год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). В Новый Год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили в обратно в храм.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Народ этим пользовался, веселился и делал, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался в работе.

В древнем Риме долгое время Новый Год праздновали в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался "календы". Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Празднования продолжались несколько дней.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...

Во Франции новолетие считали до 755 года с 25 декабря, а затем с 1 марта. В XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке.
Новый год в средневековой Англии начинался в марте. Решение парламента перенести Новый год на 1 января 1752 года натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!»

Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от "summer""""s end" (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что на Новый год духи мертвых являются живым. От римлян кельты переняли требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток.

На Руси до XV века год начинался 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно - к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение для несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд - оберег дома


Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.




В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой – вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы». Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.


В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая. Поэтому на Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».


Издревле в России существует несколько новогодних примет: - если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с ним все двенадцать месяцев; - не делай тяжелую и грязную работу – иначе весь год будет в тяжком труде без отдыха; - не отдавай долгов – весь год расплачиваться.

В предыдущей публикации я подробно рассказал вам о том, как он стал прототипом Сына Божьего, и как так вышло, что дата его рождения (Рождества) была "передвинута" на конец декабря.

Сегодня вы узнаете, почему мы празднуем Рождество именно так - едим-пьем, не просыхая несколько дней подряд, наряжаемся как чудики в костюмы, колпаки и маски, дарим друг другу чаще всего бесполезные подарки. Вы узнаете, что общего между Рождеством и поклонением древних римлян Сатурну; что объединяет Деда Мороза, Николая Чудотворца и Смерть с косой; почему на рождественской / новогодней ёлке - пятиконечная звезда; что символизируют новогодние свечи; и кое о чем другом, о чем вы не прочтете в школьных учебниках и дежурных журнальных статейках, посвященных новогодним праздникам.

Короче говоря, как обычно в моем блоге, вы узнаете
об истинной природе вещей - на этот раз в связи с традицией отмечать т.н. Рождество.

Итак, как вы уже знаете, есть очень веские основания считать, что на самом деле Иисус Христос родился не в разгар зимы, а Именно эти месяцы, как возможное время рождения Христа, логично следуют из анализа Евангелия от Луки и других христианских хроник.

Сам фундаментальный первоисточник - Библия, - сведений о дне рождения Сына Божьего не сохранил. Тем не менее, эта дата вдруг становится известна с абсолютной точностью - 25 декабря (по Григорианскому стилю). Откуда же она взялась и как такое вообще может быть?

А вот как.

В IV веке нашей эры, когда стараниями императора Константина I христианство стало официальной религией Рима, для того чтобы переход от язычества к христианству для римских граждан прошёл менее болезненно, было решено сохранить наиболее популярные языческие праздники, плавно трансформировав их в христианские. Так произошло и с Рождеством.

Аналогично многие языческие традиции перекочевали и в Православную церковь. В частности, многочисленные обряды, связанные с возжиганием свечей в христианских храмах, берут свои корни из языческого огнепоклонства, христианская Масленица - видоизмененный языческий праздник, посвященный Дажьбогу - солнечному божеству, которое по языческим верованиям, "замыкает зиму и отмыкает весну" (блин и символизирует Солнце), поминальные тризны на могилах предков на христианские праздники Пасху и Родительскую субботу - чисто языческая традиция, которую христианская церковь победить так и не смогла.

В последние числа декабря - в дни зимнего солнцестояния, - древние римляне обычно отмечали праздник Сатурналий - в эти дни солнце находится в зодиакальном знаке Козерога, управителем которого в астрологии является Сатурн.

Именно с причиной нахождения солнца в Козероге связан обычай рядиться на Рождество в сатиров и чертей, и именно с Сатурном связана фигура "смерти с косой" - символ жатвы, хронологии (подведение итогов года и пожеланий на будущее), и зимнего голодного / холодного времени, смертельного в случае дефицита урожая. Так что Дед Мороз и Смерть с косой по своей мифологической сути - один и тот же образ, две стороны одной медали: может щедро одарить в случае хорошего урожая и стать причиной неотвратимой погибели многих людей в неурожайные годы.

В наше время, когда неурожайные годы перестали быть бичом человечества и причиной повального мора населения, страшная ипостась "Деда Мороза" - Смерть с косой, - подзабылась, и он стал восприниматься народом исключительно как добрый и щедрый старичок из Лапландии, хотя был дедуля таким добрячком далеко не всегда и было время, когда он приходил к людям не с мешком, полным подарков, а с пустым мешком и острой косой, собирая свою страшную жатву...

Сам праздник приходился на вторую половину декабря - время, когда приходили к концу земледельческие работы, и люди получали право заслуженного отдыха. С этого момента начиналось столь желанное удлинение светового дня.

Празднества продолжались несколько дней подряд, поэтому и назывались во множественном числе. Во время Сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать, рабы освобождались от обычного труда. Устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники (чиновники, назначенные на высокие общественно значимые должности), одетые в особые костюмы, улицы были запружены нарядными народными толпами. В семьях день начинался с жертвоприношения Сатурну (обычно закалывали свинью, которую дружно поедали в последующие дни), и проходил в веселье и питие, друзья и родственники обменивались подарками. ...Так что современная традиция устраивать многодневное новогоднее (рождественское) пиршество и дарить друг другу подарки берет свое начало именно оттуда - от римских Сатурналий.

Среди праздничных атрибутов древних римлян фигурировали, в числе прочего, восковые свечи, возжигание которых символизировало увеличение продолжительности светового дня, а также вылепленные из терракоты (цветной глины) или теста фигурки как часть обряда жертвоприношения Сатурну. В христианской интерпретации эта традиция была объединена в виде различных по виду свечей, часто исполняемых в виде зверушек, звезд, домиков, елочек и т.п., сжигаемых на праздничных столах, и их современных технологических вариациях - бенгальских огнях, елочных гирляндах, хлопушках, фейерверках.

Итак, с одной стороны традиционные римские Сатурналии - один из самых популярных языческих праздников, который отмечался на протяжении многих веков, - и отменить который никак было нельзя без провоцирования массовых народных волнений, с другой было необходимо ввести в религиозный обиход Рождество Христово и не просто, а так, чтобы он стал одним из самых главных христианских праздников; что и было сделано смещением даты рождения Христа на ближайшие традиционные народные праздники, которыми оказались Сатурналии.

Как и рассчитывалась, народ постепенно забыл истинные мотивы тех или иных обычаев, хотя под новой формой сохранил прежнее их традиционное содержание.

Вот так в IV веке в связи с переходом от язычества к христианству праздник языческих римских Сатурналий переродился в известное нам Рождество (день рождения Иисуса Христа), но остался неизменным по своей сути. Под маской Рождества - все то же поклонение Сатурну со всеми необходимыми для этого атрибутами: жертвоприношениями, возжиганиями свечей, ряжением, обменом подарками. Роль Сатурна теперь исполняет Дед Мороз (у финнов Дед Мороз до сих пор называется "Йоулупукки", что переводится как "козел солнцестояния" - непрозрачный намек на Козерога; Йоль / Йоул - средневековый языческий праздник зимнего солнцестояния у древних германских народов).

Но праздник был дополнен и более современными обычаями, связанными с христианской мифологией. Традиционная елочная звезда - это вовсе не один из символов бывшего СССР, как некоторые считают, а Вифлеемская звезда, вспышка которой, по преданию, сопровождала рождение Иисуса. Волхвы, пришедшие с дарами к Богородице - одни из прообразов современного Деда Мороза у христиан, Санта Клауса у католиков, Рождественского Отца / Father Christmas у норманнов. К слову, кто не знает, православный христианский святой Николай Чудотворец, который жил в IV веке, также стал прототипом Деда Мороза, наделяющего людей чудесными подарками по их просьбе.

Вот почему в современной церковной мифологии христианский Сын Божий "родился" именно в конце декабря - с позиции "продвижения" христианского мировоззрения и замещения им языческих традиций, оказалось необходимым "передвинуть" дату рождения Иисуса Христа на более "удобное" время. Хотя его прототип Иешуа Назаретянин, как мы убедились вероятнее всего, фактически появился на свет в сентябре или октябре.

С позиции здравомыслия и уважения к истории народов и личности самого Иисуса Христа такая вольность выглядит кощунством над религиозной верой миллионов людей и тем, кого принято считать Сыном Божьим, но Церковь никогда не чуралась подобных мистификаций - для нее цель всегда оправдывала любые средства для ее достижения, оставляя моральные аспекты далеко за кадром, и церковная история имеет тому огромное число примеров.

Что же касается самой даты 25 декабря, то её первое упоминание встречается в работах Секста Юлия Африкана, раннехристианского грекоязычного писателя, одного из первых христианских историков - в его летописи, написанной в 221 году и дошедшей до нас в фрагментах, где в числе прочего говорится и о родословии Иисуса Христа. Откуда он её взял - осталось неведомо.

К слову, Юлий был очень образованным по своим временам человеком, что не мешало ему быть убежденным в том, что мир был создан в 5500 году до рождения Христа и должен просуществовать в течение 6000 лет до Апокалипсиса... Подобно тому, как многие мои собеседники, приводя мне в доказательство своей образованности наличие у них двух или трех высших образований и научные степени, проявляют агрессивную средневековую нетерпимость к любому мнению, которое не совпадает с их собственным мировоззрением, незамедлительно записывая его в "ошибочное и поверхностное". ...Вам это не знакомо?..


В праздновании Нового года нет ничего нового. Фестивали, которыми отмечали начало нового календарного года, существовали на протяжении тысячелетий, а некоторые до сих пор активно устраиваются миллионами людей по всему миру. Эти ранние новогодние торжества часто имели важные социальные, религиозные и политические последствия, но в некоторых культурах традиционный праздник не так уж сильно отличался от вечеринок с шампанским и фейерверков, которые мы имеем сегодня. Сегодня вы сможете узнать факты о том, как древние цивилизации праздновали Новый год.

Вавилонский Акиту

В день после первого новолуния, которое следовало за весенним равноденствием в конце марта, вавилоняне древней Месопотамии устраивали фестиваль Акиту в честь возрождения мира природы. Это раннее празднование Нового года восходит к 2000 году до н.э. Предполагается, что он глубоко переплетался с религией и мифологией. Во время фестиваля по улицам города носили статуи богов. Также проводились обряды, которые символизировали победу над силами хаоса. Вавилоняне считали, что с помощью этих обрядов мир символически очищался и воссоздавался богами во время подготовки к новому году и возвращения весны.

Одним увлекательным аспектом Акиту было своего рода ритуальное унижение, которое переживал вавилонский царь. Во время этой своеобразной традиции царь должен был предстать перед статуей бога Мардука без каких-либо королевских регалий и поклясться, что он правит городом с честью. Верховный жрец затем должен был хлопнуть царя и потаскать его за уши, в надежде заставить плакать. Если королевские слезы проливались, это значило, что Мардук доволен, и он символически расширяет права царя. Некоторые историки утверждают, что фестиваль Акиту был использован монархами для того, чтобы подтвердить свою божественную силу перед народом.

Древнеримский праздник Януса

Римский Новый год также изначально праздновали после весеннего равноденствия, но годы манипуляций с солнечным календарем привели к тому, что праздник начали проводить первого января. Для римлян этот месяц имел особое значение. Его название происходит от имени двуликого Януса, бога перемен и начинаний. Януса изображали двуликим, что символизировало прошлое и будущее, и эта идея была привязана к концепции перехода от одного года к другому.

Римляне праздновали 1 января, отдавая почести Янусу, в надежде получить удачу в новом году. Этот день воспринимался как почва для следующих 12 месяцев, поэтому друзья и соседи позитивно начинали новый год, обменивались подарками и пожеланиями. В качестве подарков было принято преподносить инжир и мед. Большинство римлян также стремились к работе, по крайней мере, часть дня. А вот безделье расценивалось как плохое предзнаменование для остальной части года.

Новый год в Древнем Египте

Древняя египетская культура была тесно связана с Нилом, поэтому новый год начинался с наводнения реки. Египтяне праздновали Новый год, когда Сириус - самая яркая звезда на ночном небе - впервые был виден после 70-дневного отсутствия. Это явление, как правило, происходило в середине июля, как раз перед ежегодным затоплением Нила. Это гарантировало, что сельскохозяйственные угодья будут плодородными весь последующий год. Египтяне праздновали новое начало во время фестиваля. Новый год воспринимали как время омоложения и возрождения, и поэтому проводились специальные религиозные обряды.

Но, возможно, египтяне использовали его также как предлог, чтобы немного повеселиться. Последние открытия в храме Мут показывают, что во время правления Хатшепсут первый месяц года воспринимался как «фестиваль опьянения». Эти массовые гуляния были привязаны к мифу о Сехмет - богине войны, которая планировала уничтожить все человечество, и о боге солнца Ра, который обманул ее и напоил до бессознания. Египтяне праздновали спасение человечества с музыкой, весельем и большим количеством пива.

Китайский Новый год

Одна из старейших традиций, которая сохранилась и сегодня - это китайский Новый год. Предполагается, что праздник возник более 3 тысяч лет назад, во время правления династии Шан. Изначально это был способ отпраздновать начало весенней посевной, но вскоре он оброс мифами и легендами. Согласно одной популярной легенде, когда-то жило одно кровожадное существо, названное «Нянь» (сейчас это слово обозначает «год»), которое охотилось на жителей деревни раз в год. Чтобы напугать голодного зверя, жители деревни выходили на улицу и украшали свои дома в красном цвете, жгли бамбук и издавали громкие звуки. Уловка сработала, яркие цвета и свет отпугнули Нянь, и в конечном счете эти действия были интегрированы в празднование.

Современное празднование

Традиционно праздник длится 15 дней, и он связан с домом и семьей. Люди убирают дома, чтобы избавиться от невезения, и пытаются погасить старые долги, чтобы разобраться с делами прошлого года. Чтобы дать благоприятный старт новом году, они украшают свои двери бумажными свитками и собираются с родственниками для празднования. После изобретения пороха в 10 веке китайцы стали первыми, кто начал использовать фейерверки.

Китайский Новый год по-прежнему основывается на лунном календаре, который восходит ко второму тысячелетию до нашей эры. Как правило, праздник выпадает на конец января или начало февраля, на второе новолуние после зимнего солнцестояния. Каждый год связан с одним из 12 зодиакальных животных.

Навруз

Навруз по-прежнему отмечается в Иране и других странах Ближнего Востока и Азии. Но его корни прячутся в глубоко древности. Этот праздник часто называют персидским Новым годом. Это 13-дневный праздник, который выпадает на весеннее равноденствие или на дни, близкие к нему. Предполагается, что он возник на территории современного Ирана в рамках зороастрийской религии. В официальных документах Навруз не появлялся до второго века, но большинство историков считают, что его празднование восходит, по крайней мере, к 6 веку до н.э. В отличие от многих других древних персидских фестивалей, Навруз сохранился в качестве важного праздника даже после завоевания Ирана Александром Македонским в 333 году до нашей эры.

Древние обряды Навруза сосредоточены на возрождении, которое сопровождало возвращение весны. Монархи использовали праздник, чтобы проводить щедрые банкеты, обмениваться подарками и удерживать в подчинении своих подданных. Другие традиции включают обмен подарками между членами семьи и друзьями, зажжение костров, окрашивание яиц и разбрызгивание воды, что символизирует создание мира. Навруз значительно изменился с течением времени, но многие древние традиции праздника, особенно связанные с кострами и окрашиванием яиц, по-прежнему остаются частью обряда, который объединяет 300 миллионов человек каждый год.

Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь - тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.

Январь - символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад - на прошлый год и вперед - на будущий.

Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Сатурналии. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.
Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы.

Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.

Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia).

Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, "ибо они достойны получать двойную долю.
Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть", — так писал великий сатирик античности Лукиан.

С зимними веселыми Сатурналиями схожи знакомые нам святочные, рождественские праздники.
После ужина 16 декабря один из жрецов-понтификов (потом этот титул перешел к римским папам), расположившись под портика-ми храма Сатурна, торжественно провозглашал: «Сатурналии!» И весь Рим буквально сотрясался от криков многотысячной толпы, которая, весело раз-бегаясь по улицам города, во все горло возвещала о наступающем событии.

Среди толпы непременно присутствовали и ряженые, переодетые в шкуры животных - прежде всего волчьи. Тут же и группы рабов, осво-божденных по случаю праздника (на них особые головные уборы). Все они радостно выкрикивают: «Я сатурналий! Я сатурналий!» В праздничные дни никаких войн, никакой работы, никакой школы. Как проклятые, работают только булочники и конди-теры. А из домов уже доносятся песни, повсюду танцы...

В эти дни все разрешено и пьянство, и оргии, и азартные игры. Известный римский поэт Гораций окрестил все это «декабрьской свободой». Шутовски наряжали и возили по городу даже некоторых заключенных. С ними вообще не церемонились. И все это ради всеобщего веселья! Снимались многие запреты, и начиналось всена-родное театральное шоу. Рабы облачались в одежды хозяев, а хозяева, в лохмотьях, принимались с удо-вольствием прислуживать за столом

Похожие публикации