Шибори украшения. Шибори мастер класс: украшения для начинающих

Дизайнерские украшения очень часто вызывают восторг. Каждое из них несёт свою индивидуальность и стиль. Направлений в создании украшений много, и одно такое направление с применением текстиля. В свою очередь и текстильные украшения могут быть весьма разнообразны. А если используется не простой текстиль, а уникальный?

Тогда и украшение будет невероятным. Речь идёт о сибори, или, как более привычно это название звучит для мастеров рукоделия, которые имеют дело с особенными материалами для создания своих шедевров, шибори.


Шибори пришло из Японии, слово в буквальном переводе означает «скручивание», «узел», а для ткани определяет метод ее окрашивания.


В Японии с помощью такого метода крашения готовили ткани для различных кимоно. Сначала это были ткани для бедных, для тех, кому были доступны самые обычные и недорогие красители типа «индиго». Затем, когда полотна научились окрашивать, создавая переходы цвета, шибори стали выполнять для состоятельных заказчиков. Само окрашивание происходило следующим образом: полотно скручивали, связывали и опускали в краситель. В результате окрас получался секционный, переливчатый, совершенно индивидуальный для каждого окрашиваемого полотна.

Но, вернемся к украшениям.
Для изготовления украшений используется лента шибори, шёлковая полоса с переливанием цвета, сжатая плиссировкой, позволяющей драпироваться и изгибаться ей как угодно, оставаясь зрительно превосходной.

Украшения из шибори напоминают богатые одежды любимых танцовщиц султана или роскошные убранства покоев падишаха, перья райских птиц, песчаные барханы, озаренные восходящим солнцем, закатную рябь океанского простора или плавно разливающееся северное сияние. Каждую такую ленту изготавливают в неповторимом варианте, ни одна из них не будет похожа на другую.

Ленту нарезают из полотен натурального шёлка, который имеет свой собственный цвет-основу, сшивают, чтобы получить стандартную длину, окрашивают и подвергают термической или химической плиссировке. Так как лента скроена по косой, при изгибах она не топорщится, а ложится плавными переливами.

В продажу лента шибори поступает смотанная в катушки, маленькие аккуратные швы, соединяющие секции ленты, практически не видны. Окрас при этом получается с необыкновенными переходами цвета, волнующе нежными, не только сочными, но и светящимися, словно пронизанными лучами солнца.

Сама ткань тонкая, практически невесомая, но при этом очень плотная, отрезанные края не осыпаются, её не нужно опаливать или подшивать.


Используя шибори для создания украшений, её сочетают с бисером, жемчугом, кристаллами Сваровски, получая при этом роскошество и неординарность.


Из шибори можно выполнять практически любые украшения: колье, браслеты, серьги, кулоны, броши. В процессе изготовления ленту распределяют по заготовленной основе, закручивают, сжимают или раздвигают гофрированные складочки.


Места соединений, края декорируют бисером, бусинами, которые используют как в виде плетения, так и россыпью.
Также роскошно в обрамлении шибори смотрятся кабошоны, как из природных, так и из искусственных камней в бисерном сопровождении.


За счёт ленты шибори украшение приобретает объём и сочные, словно живые цвета. Украшение может быть довольно крупным, при этом очень легким.


Изнанка шейных украшений или сережек выполняется из фетра или кожи, украшающую часть браслетов также нашивают на фетр, затем закрепляют на твердой основе.


В расцветках шибори практически нет ограничений. Поэтому украшение можно сделать под любой наряд. Лента шибори доступна для покупки, правда цена ее может несколько смутить, но ведь это всегда индивидуальное творение мастера.

Работать с лентой легко, и тем, кто имеет навыки в бисероплетении, будет интересно изготовить такое дизайнерское украшения.

Вам нужны цветы для украшения вашей квартиры? Композиции из искусственных цветов прекрасно украсят ваш дом надолго. К тому же цена на такие изделия гораздо ниже, чем на живые цветы.

Насмотревшись чудес, созданных мастерами с использованием шелковой ленты шибори, я заказала ее и попробовала изобразить кулон. На тот момент знаний у меня было не так много, удалось найти в интернете всего пару нормальных мастер-классов... Это теперь я продвинутая мастерица, после :)

В общем, собрала я на тот момент имеющиеся материалы:

  • лента шибори, 7 см
  • бисер чешский Preciosa 10/0
  • сутаж трех цветов
  • стеклянный кабошон
  • бусины и рубку
  • фетр, картон и искусственную кожу для изнанки
  • клей, нитки, мононить, ножницы, карандаш.
  • зажигалка тут для заплавления концов сутажа, можно обходиться без нее, промазывая кончики клеем, чтобы не распускались.

Сначала пришила край ленты к фетру, обычными стежками.

Самая прелесть ленты шибори в том, что она укладывается красивыми волнами, можно по-разному изгибать и даже перекручивать (обратная сторона тоже хороша).

Поэтому я приложила ленту так, как она должна будет лежать в готовом кулоне и обвела карандашом.

После этого простыми стежками пришила по контуру.

Вон как ее выпятило...Ну, это потом поправится).

Рядом на фетр "Моментом" приклеила кабошон. У него тоже разводы, как бы продолжающие волны ленты.

Сутажа понадобится немного, так что я не поленилась и сшила шнуры вместе - так потом проще их пришивать - не нужно возиться с каждым:) Кстати, очень порадовал металлизированный сутаж - придал жесткости и, на мой взгляд, стало гораздо удобнее работать с сутажем. Я прямо мучилась в предыдущих мк с мягкими шнурами - сложно их ровно уложить...

Оборачиваем кабошон и пришиваем сутаж к фетру. Нужно стараться пришивать как можно ближе к кабошончику, чтобы потом не перерезать нить. Мне это "посчастливилось" сделать на другом кулоне, покажу потом, как выглядит катастрофа.

Теперь нужно закрыть шов от ленты. Бисером по периметру.

Отрезаем лишний фетр. Я оставила около миллиментра, чтобы еще ряд бисера пришить. Потому что не весь край шелка закрылся бисером.

Вот теперь край шибори прячется:

Концы сутажа загибаем на обратную сторону изделия и пришиваем. Нужно их ровно распределить, чтобы как можно более плоско лежали, не кучкой.

Вид спереди. Еще пришиваю загибы сутажа друг к дружке. И там, где виден фетр, пришиваю бисернику.

А теперь - самое интересное! Пришиваем рубку, бисер, бусины поверх шелка. Они прижимают ленту шибори, и она укладывается, как нам нужно.

Так как из всего этого планируется кулон, то нужно сделать петельку. Чуть не забыла. Фурнитуры-то нет пока подходящей, эх...

А тепрь изнанка. Кулон должен держать форму, поэтому я вставляю внутрь картон. Но если фетр плотный, то можно без него.

Вырезаем и приклеиваем.

Теперь еще слой клея - и на изнаночный материал. У меня здесь искусственная кожа.

Вырезаем по контуру. Главное - немного оставить материала, чтобы было за что обшивать край.

Вот, кстати, вид сбоку - довольно плоский получается кулон.

Теперь бисером обшиваем край.

Способ, кажется, называется "американским", вот схема:

Сразу скажу, что от сочетания оттенков я сама не в восторге, но уж прямо руки чесались попробовать с шибори порукодельничать:). А более подходящего сутажа и бисера не оказалось под рукой.

Понравился мастер-класс? Сохраните его себе:

Кстати, недорогой

Вот еще один .

.

Шибори - интересные украшения, вышитые бисером с добавлением окрашенного шелка. Техника называется шибори.

Шибори - японское слово, обозначает способ окраски, когда ткань сминают, завязывают, перекручивают и она неравномерно окрашивается разными оттенками, что дает огромный простор для творчества.

Каждая лента отличается от других, просто невозможно сделать идеально одинаковый цвет.

Мини мастер-классы,как сделать украшение в технике шибори:











И подробный мастер-класс Натальи Мачневой


Сейчас очень популярны украшения с лентой шибори. Но не всегда есть возможность ее приобрести, а вот кусочек шелковой ткани можно купить всегда. Предлагаю вашему вниманию украшение «шибори без шибори» .


Для создания кленового листа нам понадобятся:


  • бумага, карандаш (для эскиза)

  • маленький отрез шелковой ткани

  • нитки, иголки, ножницы

  • кожа (замша, бархат)

  • бусины осенних расцветок всевозможных форм и размеров

  • бисер

  • кусочек фетра (или флизелина), кусочек плотной бумаги или картона и клей (у меня «момент-кристалл»)


Первое, что нам нужно сделать — это нарисовать эскиз. Если просто нарисовать оказалось сложно, то можно принести домой подходящий кленовый лист и обвести его на листе бумаги.



Я решила этот эскиз немного подрисовать. И уже готовый вариант перенесла на фетр.



Далее располагаем заготовку вышивки на ткани и отрезаем необходимое количество ткани. Размер отреза должен быть примерно на 1/3 больше, чем будущий лист. На заготовке из фетра я отметила 2 уголка, где будут располагаться бусинки, после того как мы пришьем ткань.



Закрепляем ткань на фетре, чтобы шелк не уползал в начале нашей работы. Это можно сделать булавкой. Крепим по центру (так удобнее всего).



У нас виден первый уголок. Сначала закрепляем ткань на нем.


Так как шибори — это гофрированная лента, значит, нам нужно будет имитировать складки. Шелк — очень благодарный для этой работы материал, изгибы получаются красивые. Главное в нашем деле — не испортить эти изгибы при шитье.


Итак, уголки у нас должны быть гладкие, чтобы там расположить бусинки.



Делаем стежки очень маленькие (я даже специально пометила их на фото), чтобы только прикрепить материал и сделать стежки максимально незаметными. Получили вот такой гладкий уголок. Теперь нужно заложить первую складку.


Есть 2 варианта работы с шелком:


  1. Простегиваем наметочным швом весь материал и немного пропариваем утюгом, чтобы имитировать гофре. Тогда получаем материал похожий на шибори ленту. Складки должны быть не большими, проглаживать не надо, иначе очень острые складки будут выглядеть неаккуратно.

  2. Оставляем материал в первозданном виде и закладываем складки вручную.

Я выбрала вариант №2. Он более трудоемкий, но и более творческий.


Первую складку крепим, как показано на фото:



Закладываем складки вокруг треугольника так, чтобы прикрыть стежки.



Можно использовать 2 варианта закрепления стежков



Далее пришиваем складочки согласно своей творческой интуиции и видения прекрасного. В процессе увлекаемся, но не очень, помним, что у эскиза есть края, и крайние складочки нужно пришивать так, чтобы оставить 2-3 мм для заделки края.



Закладывать узор листа лучше всего по направлениям, показанным на следующем рисунке. Так лист будет выглядеть более живым и напоминающим настоящий.



На рисунке №1 обозначено направление вышивки. Начинаем складочки закладывать справа. Значит, наш прямоугольный отрез ткани будет «заворачивать» в этом направлении. Чтобы полноценно работать с тканью по всему эскизу, будем подрезать ткань по мере готовности каждого луча. Вот так:



не забываем, что у нас на эскизе 2 уголка для бусинок. Как только доходим до уголка, также пришиваем материал гладко, а затем вновь делаем складочки.



Когда эта часть работы сделана, получаем вот такой лист-заготовку:



Теперь необходимо придать форму вышивке, обработать край. Я выбрала вариант:


  • подворачиваем по краю эскиза ткань так, чтобы опять получались складки и пришиваем мелкими стежками через край. Стежки делаем не очень часто, чтобы не слишком натягивать материал.


Таким образом обшиваем весь лист.



Теперь уже похоже на осенний кленовый лист. Далее украшаем лист бусинками и бисером. Решаем 2 задачи:


  1. Должно быть красиво и не перегружено

  2. Необходимо закрыть те стежки, что не прикрыты складочками и бросаются в глаза



Переходим к следующему этапу. Нужно аккуратно обрезать края вышивки так, чтобы не разрезать нитки по краям.



Вышивка получается достаточно мягкая. Можно оставить и так. Ткань компенсирует изгибы основы. Мне нужно, чтобы лист не деформировался и быль жестче. Чтобы решить эту задачу, я беру лист тонкого картона, прикладываю вышивку, обвожу. Убираю вышивку и обвожу контур на 1,5-2 мм меньше полученного рисунка.



Данный этап работы решающий, чтобы сделать из просто листочка какое-то конкретно украшение. В зависимости от вашего решения, лист может превратиться и в серьги, и в брошь, и в колье, и в браслет, а может быть в украшение на сумку.


У меня лист будет частью колье. На данном этапе я пришиваю колечки для колье.



Теперь настало время укрепить лист. Вырезаем по очерченному меньшему контуру лист из картона, смазываем клеем и приклеиваем вышивку.




Оставляем сохнуть на 1 час.


После того, как клей высох, берем нашу уже почти готовую работу и приклеиваем на кусок кожи, предварительно вырезанный необходимого размера.



Аккуратно обрезаем по контуру, оставляя примерно на 1 мм больше.



Осталось обработать край. Мы будем обшивать его бисером. Я взяла несколько оттенков бисера, чтобы она максимально совпадали или дополняли цветовое решение в ткани.


Итак, закрепляем нитку между основой вышивки и кожей. Набираем 1 бисеринку, протыкаем иглой со стороны кожи вышивку и выводим нить на лицевую сторону. Теперь вводим иглу в полученную петлю, затягиваем так, чтобы нить была за бисеринкой.




Получаем вот такой край:



Всё получилось, наш лист готов. Такой кленовый можно сделать любого размера, и он может стать и серьгами, и брошью. Мой кленовый лист стал колье «Осенний джаз».



На основе не сложной техники этого мастер-класса вы сможете вышивать украшения любого вида и размера.


Шибори – это японский способ окрашивания материала путем связывания, свертывания и поджатия. Такой способ окрашивания ткани начали использовать еще в восьмом веке в Японии, и со временем он становился все более знаменитым. Уже к четырнадцатому веку эти ткани носили не только простые люди, но и все высшее общество, они немножко разнообразили материал сложными витиеватыми узорчиками с применением побегов бамбука, и расписывали вручную определенные места материала.

Вконтакте

Основание ленточки Шибари содержит в себе шелковую сатиновую ткань, скроенную по косой, которую потом окрашивают и плиссируют.

Украшения из ленточек в стиле Шибори стали очень важными среди мастеров украшений. Такие изделия получаются очень красивыми, уникальными и интересными. Они всегда выглядят довольно элегантно, их можно одевать и на вечеринку и носить с обычной одеждой, главное, чтобы цвет украшения сочетался с частями цветов одежды.

Украшения в технологии Шибори своими руками

Применение ленточек Шибори это новейшее направление в , при их помощи можно создать объемное украшение при этом брать минимум бусинок и вспомогательных больших элементов.

Для того, чтобы создать украшение вам потребуется пятнадцать сантиметров ленты шибори, трафарет из картона, который мы сможем вырезать по своему желанию (элементы могут быть одной формы, либо различных форм). Ленту шибори надо будет пришивать на основание фетра, фетр возьмем не толстый, но довольно плотный.

Описание работы

  • разных оттенков (к примеру, голубого и фиолетового оттенка).
  • Шары из пластмассы 2 и 3 сантиметра в диаметре.
  • Моток ниток.
  • Горячая вода и мыло (для уваливания).

Подготавливаем большие элементы

Сразу стоит выделить тот факт, что шибори можно использовать на предварительно подготовленном материале. Изготовление отдельных больших фигурок потребует применение твердых и негнущихся материалов. В мастер-классе применяются пластиковые шары, однако можно еще взять объемные бусинки, аквариумные шары или какие-либо иные формы – на что хватит воображения.

Итак, материалы готовы, можно перейти к работе!

Вначале надо создать раскладочку по горизонтали-вертикали с параметрами где-то 50х40 сантиметров. Голубая шерсть складывается снизу, а сверху будет фиолетовая часть.

Увалять шерсть до полуготовности, прополоскать и отложить сушиться.

Размещаем пластиковые шары или бусинки под полотном и плотно обвязываем их нить с лицевой стороны. От степени втянутости основы будет зависеть величина последнего отверстия. На тоненьком материале, можно создавать элементы, и без дырок вовсе, но в толстой вещи, это создать гораздо сложнее. Однако стоит посмотреть на форму фигуры, поскольку для хорошего элемента мелкое отверстие наоборот необходимо, чтобы был шанс избавиться от формы без повреждения чего-либо. При создании кратеров или цветов раскладочку можно завалять полностью, потому что формочка будет выниматься через открытые части сверху.

Перейдем к изготовлению волнистой фактуры . Для этого по краям в различных местах нужно создать наметку, потом прошить вещь плотной ниткой и присборить материал. Прошивать можно в любых направлениях. Стоит знать о том, что чем шире шаг наметочки, тем больше по размеру выйдут волны. После этого плотно закрепляем нитки, чтобы композиция не «поплыла» во время увалочки.

Уваливание нашей работы .

Приготовим из теплой водички и мыла, мыльный растворчик, смочим им наше изделие.

Увалять работу простыми приминающими движениями, как при работе с тестом. Особое внимание нужно выделить уваливанию оснований деталей, поскольку при маленьком крепком сцеплении после сушки и удаления нити основа может разойтись и результатом будет огромная дырка в полотне.

Украшение элементов .

Для создания цветочка нужно сделать разрезы в форме креста в полотне по шару так, чтобы получились лепестки. Резать надо снизу вверх, применяя при этом острые специальные ножницы. Макетный ножик стоит отложить, потому что начинающим тяжело с ним работать. Лепесточки по краю нужно по очереди увалять на пленочке. Над лепестками можно точно поэкспериментировать. К примеру, их можно растягивать в ширину и в длину, сделать развернутыми или загнутыми.

Кратер создается путем круговых срезов на шаре . Они могут быть как идентичными, так и отличаться по размерам. Уваливать края кратеров необходимо на самом шаре, после чего его можно удалять. На этом шаге кратеру можно с легкостью придавать любую форму, к примеру, выворачивать наизнанку или сделать волнистый край, растягивая войлок руками.

После всех выполненных действий остается лишь прополоскать, просушить и прогладить работу. Главное, не забывать убирать отовсюду нити и форму из целого шарика.

Шибори (сибори, японский батик) - это работа с тканью перед окрашиванием. От японского глагола «сибору» - скручивать, сжимать, сдавливать. В Японии эта техника насчитывает многовековую историю и нашла отклик по всему миру: в Африке, Китае, Европе, Индии, Индонезии и многих других.

Изначально для работы древние японцы использовали колышки. На них натягивали ткань, плотно обматывали нитью, после чего окрашивали.

Шибори в древней Японии

В древней Японии, техника шибори украшала императорские одеяния и костюмы его подданных. Позже одежда, выполненная в этой технике, стала доступна и другим слоям населения, но изготавливали её из хлопка и конопли, а шелк так и остался привилегией высшего сословия.

Шибори – это окрашивание

Говоря о шибори, нужно подчеркнуть, что здесь речь пойдет об окрашивании. При окрашивании, в отличие от росписи по эскизу, конечный результат часто остается загадкой до последнего момента. При окрашивании можно получить рисунок, напоминающий скорее орнамент, чем четко выраженные формы как при росписи.

Виды шибори

Шибори имеет огромное количество разновидностей и сейчас мы поговорим о том как сделать работу в технике шибори.

Узелковая техника

Эта техника получила широкое распространение и о ней мы поговорим в отдельной статье, посвященной узелковому батику.

Стеганая техника (Нуй сибори)

Принцип этой техники: проложить наметочные швы (вперед иголку), а после стянуть эти швы до образования плотных складок. Швы могут пересекаться и образовывать сложные узоры, а материал может быть прошит в одно-два сложения или же заложен в одинаковые складки. Кроме того, стежки влияют на узор - чем они короче и плотнее (например, машинная строчка), тем ровнее и четче будет неокрашенная линия на готовой работе.

После прокладывания стежков и стягивания, начинается работа с красителем. Заготовку погружают в краску, но она не проникает на те участки, где проходят швы и образовались плотные складки.

Виды узоров в стеганой технике шибори

Так, параллельно проложенные стежки дают рисунок, напоминающий кору дерева (мокумэ сибори).

Использование шаблонов также помогает создавать узоры. Например, при помощи полукруглых шаблонов можно создать рисунок «японский жаворонок» (курамацу сибори). Этот орнамент состоит из кругов, расположенных в шахматном порядке, либо из волнистых линий, которые получаются при сдвигании полукруга на одной стороне сложенной ткани.

Узор ори нуй сибори образуют наметочные стежки, проложенные на небольшом расстоянии от сгиба при двойном сложении.

Узор маки нуй сибори образуется по такому же принципу, как и предыдущий, но шов используется петельный (через край).

Все стеганые техники могут сочетаться с узелковой. Примеры этой техники вы можете увидеть на следующих фото:







Араси сибори

В этой технике материя оборачивается вокруг цилиндрической трубки. Она может быть обернута произвольно с неравномерными складками, и основным принципом здесь будет импровизация. После чего жгутом или нитками она фиксируется, а затем окрашивается. Жгут или нитки также могут быть обмотаны в любом направлении.

Араси сибори с диагональными полосками

Также можно создавать узор с диагональными полосками. Для этого узкие полоски примерно 20 см шириной наматываются на трубку по спирали без нахлеста, а жгут наматывают горизонтально с одинаковым интервалом в противоположном направлении.

Между направлением долевой нити отреза материала и жгутом образуется острый угол, из-за чего и получаются диагональные полоски. Ширина складок будет равна расстоянию между витками. После того как жгут намотан на высоту 10 см полотно стягивают вниз, как бы прессуя, чтобы зафиксировать складки. При необходимости жгут подтягивают чтобы натяжение не ослабевало. Жгут наматывают таким образом по всей длине.








Араси сибори с горизонтальными полосками

Горизонтальные полоски можно создать таким же образом, главное отличие будет в способе наматывания жгута. Для горизонтальных полосок направление долевой либо уточной нити должно быть параллельно трубке, а жгут будет проходить перпендикулярно. Отрез может быть даже сшит по длинной стороне. Батик шибори араси может сочетаться со стеганой техникой.

Складывание и закрепление зажимами (Итадзимэ сибори)

Изначально окрашиваемое сукно или шелк складывали в несколько слоев определенным образом. Например, по форме квадрата, треугольника либо прямоугольника. Затем зажимали между двумя деревянными брусками со специальными зарубками для закрепляющей нитки, а затем окрашивали.

Формы досок определяли узор, а сила сжатия влияла на степень проникновения краски.

В наши дни вместо деревянных досок используют шаблоны и зажимы для бумаги.






Гофрирование и обвязывания (Тэсудзи сибори)

Это еще одна японская техника шибори, особый способ окрашивания. Складки закладывают так, чтобы получить гармошку. Затем ее обматывают шнуром или ниткой, сохраняя интервал между витками и натяжение. После обматывания заготовку окрашивают.






Одноцветное и многоцветное окрашивание

Искусство шибори это окрашивание особым методом, который чаще всего предполагает погружение в раствор красителя. При таком способе окрашивание может быть одноцветным или многоцветным.

Конечно, способ завязывания влияет на то, каким образом будет производиться многоцветное окрашивание. Так, например, в технике узелкового батика можно покрасить в разные цвета каждый узелок, а в технике араси и тэсудзи сибори окрашивание будет более равномерным, так как окрашиваемые участки не изолированы друг от друга.

Что касается цветовой гаммы, то ее лучше подбирать гармоничную, так как техника шибори предполагает, что краски могут смешиваться. Также нужно учитывать, что большое количество цветов может привести к образованию «грязных» цветовых пятен.

Экспериментальные приемы шибори

Работая в технике шибори, можно использовать не только известные приемы, но и экспериментировать. Очень интересные результаты можно получить используя полипропиленовую сетку, которую обычно применяют для упаковки фруктов или овощей.

Для получения мраморного эффекта внутрь сетки кладут отрез шелка, плотно его затягивают, а затем окрашивают. Главное следить, чтобы сетка действительно стягивала шелк, иначе окрашивание будет сплошным.

Где шибори используется

Сегодня стиль шибори широко используется в производстве одежды. Ведущие дизайнеры часто применяют в своих коллекциях либо ткани, окрашенные в технике шибори, либо принт, напоминающий характерный для этой техники узор. Часто японский батик используется в интерьере для настенных панно, штор, скатертей и салфеток. Также можно встретить примеры лоскутного шитья, где активно используется эта техника.

Она прекрасно подходит и для начинающих, т.к. сделать шибори своими руками совсем не сложно. Для этого не нужно уметь рисовать, достаточно лишь несколько раз потренироваться и можно получить превосходный результат.

Похожие публикации