Пэчворк блок колодец. Проект


Когда ничего не хочется, то ничего и не делаешь: душа покойна, тело расслаблено, ничто не тревожит, и не приходит в голову мысль, что без твоих творений мир соскучится и одичает.


Но если идея залетела в голову, то спасу нет! Возникает острое и тревожное ощущение, что во всём мироздании есть какая-то дыра, какая-то пустота, которую нужно заполнить и разукрасить. Всё уже готово, мир с его атомами подвинулся: иди и делай, заткни эту дырку, а то она начнёт засасывать дух и материю, всё задрожит и перекосится, слоны поскользнутся, и Земля со всем своим содержимым рухнет со спины черепахи в бездонный океан.

Упаси бог! Так надо спасти этот мир в одиночку, как Ной, Лилу, Корбен Даллас и супергерой с моторчиком!

Цвет. А идея о супермиссии залетает в организм по-разному. В этот раз первые толчки беспокойства появились после покупки российской перкали. А там - "персидский огурец", "индийский огурец", "турецкий огурец", "бута", "след Будды", "индийский пальмовый лист", "персидский кипарис", "турецкий боб", "пейсли". Ах!

О перкали. Любая статья о перкали начинается с упоминания того факта, что эта ткань использовалась при изготовлении крыльев для первых самолётов. Так и представляла, сострачивая стороны: лечу я на лёгком фанерном самолёте... на мне такой шлем с очками и белый шёлковый шарф... шарф развевается, развевается... озираю я горизонт и вижу крылья из перкали в персидских огурцах...

Наматрасник из перкали.

И быстренько задумалось-придумалось лоскутное одеяло с изнанкой из этой ткани. Хочется задержаться в полёте.

Блоки. О! У каждой лоскутницы свои предпочтения! От одних узоров воротит, к другим душа амбивалентно-фиолетова, а другие нравятся и любятся.

Есть чудесный и простой блок "Колодец" ("Log Cabin") из прямоугольников, дошедший до нас из каких-то глубин языческой истории. В нём четыре стороны, движение по кругу за солнцем или против солнца и "земная ось", вокруг которой затеяно это движение. Что там зашифровано - всем понятно и никому непонятно. Если почитать антропологов и культурологов (где им только мозги форматируют?), то они в любой закорючке на древнем горшке увидят человека, Марс с Венерой и космический календарь. Но что-то в этом есть. Неслучайно и русские, которые называют блок "Колодцем", и иные, для кого это "Избушка", интуитивно выделяют центральный квадрат красным цветом: там центр движения, горнило, пуп земли, центр спирали, сгусток первоэнергии, какая-то горячая и таинственная хреновина.

И вот тут-то - здрасьте! Давно этот блок шила и никогда не задумывалась над тем, в какой очерёдности сшивать полоски. А ещё важно вычислить количество полосок для блока нужного размера. А ещё нужно придумать мозаику из блоков, чтобы нутро признало её "своей", а не чужой, и появились силы сшить все эти квадратные лоскутные метры.

Прекрасный ролик: мультики под "Вальс цветов" П. И. Чайковского.

После долгих размышлений и бесконечного рисования черновиков (с полосками одинаковой ширины, с полосками разной ширины, с очерёдностью "светлый-светлый-тёмный-тёмный", "тёмный-светлый-светлый-тёмный" и т. д.) в качестве основы одеялочного рисунка был выбран вот этот простой блок, из которого можно сложить звезду из ролика.

Начинать со светлой полоски, заканчивать тёмной полоской.
Алгоритм "светлый-светлый-тёмный-тёмный" ("Ночной дозор" какой-то!).

С каждой стороны по три полоски. Ширина полосок одинаковая.

Размер блока - маленький.

Детали блока "Колодец" мастера соединяют по-разному:

а) выкраивают точные выкройки всех полосок;

б) последовательно пришивают длинные полосы, которые отрезают, и затем проглаживают блок с каждой новой деталью и подравнивают его на резиновом мате;

в) накладывают детали на подложку (бумага, неклеевой флизелин, ткань и проч.) и пришивают их по имеющейся или заранее нанесённой разметке.

Ткань в четвертушках. Её мало. И её жалко.

(Ах, как придумали: продавать ткань пипетками!

И возникает ощущение, что это нечто бесценное!).

Самый экономный способ шитья и кроя: по готовым выкройкам.

Точные выкройки всех деталей с припусками в 0, 7 см.

Для простоты можно выкраивать детали с 5 мм после запятой:

не 3, 4 см, а 3, 5 см и т. д.

Матрица-формула (нужна, если шить без подложки с разметкой). Получается такая длина деталей при ширине полосы 3, 5 см:

центральный квадрат 3, 5 см

1-й светлый цвет - 3, 5 см и 5, 5 см

2-й светлый цвет - 7, 5 см и 9, 5 см

3-й светлый цвет - 11, 5 см и 13, 5 см

1-й тёмный цвет - 5, 5 см и 7, 5 см

2-й тёмный цвет - 9, 5 см и 11, 5 см

3-й тёмный цвет 13, 5 см и 15, 5 см.

Если идентичных блоков нужно, например, 8 штук, то все данные следует умножить на 8. И вырезать, бубня: "1-й тёмный цвет, полоска длиной 5, 5 см - 8 штук; полоска длиной 7, 5 см - 8 штук..." . Всё равно путаешься, но не фатально. Можно простить себе эти ошибки, если в общей сложности нужно выкроить 1 820 деталей.

Зачем все эти выкройки и циферки? Да потому что я всю голову сломала! Целую неделю потом думать не могла, жила на автопилоте. Слава богу, за жизнь накопились рефлексы, с помощью которых можно сохранить себя в живой ткани общественных связей: здравствуйте! на завтрак яичница! как дела? новости слышали? аспирин и супрастин, пожалуйста! Ларисочка Иванна, вы прекрасно выглядите! с Ленинградки на 1-ю Аэропортовскую! в 7.30, 14.40 и 21.20! белое и цветное вместе не стирать! здесь одностороннее, куда ты прёшь? да пошёл ты, козёл! отлезь, гнида! Москвошвея, пивная, ещё парочку, ещё парочку!

Рисунок, мозаика из идентичных блоков. Ни один из рисунков, представленных в журналах и интернете, не нравится. Наверное, это даёт о себе знать желание самовыразиться и запечатлеться в пространстве во всей своей яркой и неповторимой индивидуальности. Понятное желание.

Схема одеяла. Геометрия.
Каждый цвет карандаша -
свой набор из 3-х (для светлого угла) или 4-х (для тёмного угла) тканей.
13 наборов "тёмный-светлый" и 3 варианта блоков без углов.
Хотя при шитье, конечно, возникнут вариации.
Эта схема - как военная карта;
а что получится на самом деле и кто победит - никому не известно.

Шитьё собственно. Первые 10 блоков шьются в состоянии упоения: творчеством, гордостью, красотой, гармонией, точностью, а также обнаруженной походя и непринуждённо ещё одной прекрасной стороной своей личности (я могу сшивать полоски!). Но потом! Потом темнеет в глазах, начинают дрожать руки, и роятся вокруг головы психи, психи, психи, психи...

Не помню, сколько времени ушло на изготовление 140-а блоков. Забыла. Помню только, что бегала от стола к машинке и всё время что-то считала: количество блоков одной расцветки, длину полосок, площадь оставшейся ткани...

Да, ткани не хватало ни на что! И пихала я ту или иную ткань в блок в полуобморочном состоянии. (Человечество знает много способов введения человека в состояние транса: пожевать лист лавра, поголодать, подышать какими-нибудь парами из какой-нибудь расщелины, проговорить или пропеть что-нибудь ритмичное и желательно бессмысленное, посмотреть на мигающие огоньки, применить внутрь этиловый спирт или продукты естественного брожения, послушать электрогитары с ударными в закрытом помещении, посидеть с ребёнком два года дома и проч. К этому списку нужно добавить лоскутное шитьё. Эффект тот же! Сознание расширяется, расширяется, и через два дня можно ждать от себя пророчеств и просветлений. Можно, как Пифия, принимать посетителей и советовать: "Иди на вон тот город! Вон ту страну завоюй! Думай на чёрного или на рябого!").

140 блоков.

Борьба с тканью. Доведение блоков до кондиции. А когда гладить-то? Можно и сейчас. (При разных способах соединения деталей в блок "Колодец", о которых говорилось выше, утюг появляется в разное время).

На тряпку для глажки лоскутных деталей (а она есть, потому что надоело менять чехлы для гладильной доски) можно нанести разметку. Зачем? "Колодцы" стянуты по диагоналям - там, где многочисленные углы, - а в средней части четырёх сторон стремятся изобразить дугу, выгнувшись наружу.

Это - физика, и никакого отношения к мастерству швеи эти выкрутасы лоскутных блоков не имеют: там, где много швов, будут держаться, а там, где мало - будут "гулять" туда-сюда. А нам этого "туда-сюда" не надо, у нас тоталитаризм!

Разметка на тряпке.

Положив блок на разметку, можно вписать внешнюю линию в квадрат. Как? Водить кончиком утюга снаружи внутрь с каждой стороны, гоня волну к центру. Внешние срезы станут прямыми, а лишние миллиметры спрячутся " накатом" в швах.
Стандартизацию блоков можно завершить, выравнивая мелкие огрехи на резиновом мате.
От частного - к общему. От блоков - к полотну. Сборка.

Вот он и настал - момент истины. Что же такое вышло? А? А? А?

Поехали!

Звезда!

Сейчас проклюнется "Голландская роза"
(в ролике она названа иначе, буквально - "Плотницкая звезда"; возможно, это намёк на Иосифа и игра слов; короче, не знаю, как перевести).

Вот она!

(Фотографии, кстати, помогают устранить огрехи.

Сложилось! И солнце встало, символизируя восторг момента.

Если присмотреться, то видно, что окончательный вариант сборки существенно отличается от эскиза. Это жизнь! И, зная эту особенность жизни и судьбы - дарить неожиданности, разбивать мечты и ломать стройные планы, - можно примириться с тем фактом, что одеяло укоротилось на 2 ряда.

Лишние блоки, не "сцепившиеся" с остальным рисунком.

Соединяя блоки, пришлось кое-где перезаложить припуски, чтобы получилась "ступенька" из двух разнонаправленных припусков. Эта "ступенька" - великое правило лоскутное шитья. У китайцев - дао, у лоскутниц - "ступенька". Нужно потеребить место соединения, вставляя выпуклую сторону (где припуск сверху) в углубление (где припуск снизу).

"Ступенька" - разложенные припуски

при соединении деталей со встречными швами.

Потом, конечно, нужно всё прогладить, особое внимание уделяя этим самым перезаложенным припускам. И станет видно, что все уголки сошлись. Можно смахнуть крошки с груди и расчистить место под медаль.

Кайма. И что же делать дальше? Нужна кайма или не нужна? Лучше с ней или без неё? Делать или не делать? А ткани не хватает, и как же? Быть иль не быть - вот в чём вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?

Покончить! Пусть всё-таки будет.

Выкроилась каёмка шириной 10 см (на большее ткани просто не хватает) + тёмная рамочка.

Кайму лучше кроить по долевой.

Уголок.

Соединение трёх слоёв: оборотной стороны, наполнителя и лицевого лоскутного полотна.

Как можно воспеть процесс, когда нужно принять позу "на коленях" или "скрючившись"? Можно поискать рифму к слову "скрючились" и удивиться тому, как язык всё гармонично и кругло отражает: соскучились, мучились, измучились, перемучились, домучились, улетучились, навьючились, перевьючились, нахлобучились, вспучились, вздрючили, канючили, отчубучили, наскучили и, наконец, замундштучились и размундштучились. Всё так и есть, все слова описывают раскладку полуфабриката одеяла на полу и состояние раскладывающего.

Соединение трёх слоёв булавками.

Синтепон дёшев, и в этом его преимущество.

Но фирма "Гамма" не устаёт удивлять: кто у них там режет полотно?

Введение

Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие сказочные по красоте изделия, достойные показа на всемирных выставках. Занятие это для терпеливых, усидчивых, аккуратных и не ленивых и, пожалуй, еще бережливых! Поэтому цель и задача данного проекта показать, что искусство отличный способ наполнить свою жизнь смыслом. Я выбрала технологию, которая направлена на создание безотходного производства. После пошива швейного изделия остается много обрезков тканей. Из них можно выполнить в технике лоскутного шитья много изделий для оформления интерьера и аксессуаров для современного костюма. Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться. Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов и для будущей хозяйки хорошая подготовка к семейной жизни: учиться быть бережливой и практичной. А так же работа в лоскутной технике помогает расширить познания в дальнейшем выборе профессии.

Любой вид творчества – это процесс, который не застывает на месте, а развивается, совершенствуется, обогащается опытом и знаниями многих поколений мастеров. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях датированных XI в. Ткань – материал недолговечный, поэтому место и время возникновения лоскутной техники весьма условны. Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Шитье из лоскутков – искусство, имеющее многовековую историю и богатое традициями. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создание мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». В среде специалистов по изготовлению изделий из лоскутов нет устоявшейся терминологии. В литературе по работе с текстильным лоскутом встречаются различные понятия, например «лоскутная техника», «лоскутное шитье», «лоскутная мозаики», «текстильная мозаика», «пэчворк», «квилт».

Лоскутное шитье – это способ соединения небольших по размеру разноцветных кусочков ткани путем сшивания их в одно целое. Лоскутное шитье известно многим народам мира с давних пор. Предполагают, что оно возникло в Англии, а затем с переселенцами прибыло в Америку, получив статус национального искусства.

В России лоскутное шитье зародилось в крестьянской среде (лоскутные одеяла, дорожки, вышивка). Активно развивается с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Постепенно в России формировались художественные принципы и приемы создания орнаментальных лоскутных композиций. Широко применялся лоскут в конце XIX – начале XX в. В народных костюмах. Среди же городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е гг. XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. Истоки творческого вдохновения у взрослого человека надо искать в детстве, поэтому изучать и вызывать интерес к данному виду искусства необходимо в современной школе. Изучение этого ремесла направлено на формирование у учащихся: знаний истории лоскутной техники, элементов цветоведения, основных способов лоскутного шитья как вида народных ремесел. Умений точно и качественно выполнять шаблоны и швы соединения деталей, раскраивать изделия из лоскутов, изготавливать прихватки, аксессуары для современной одежды. Также важно донести до учащихся, что вещь, сувенир или аксессуар для одежды выполненный своими руками будет являться неповторимым подарком для близких людей, а также может стать и первым в их жизни самостоятельным заработком. Искусство – это отличный способ наполнить свою жизнь смыслом!

Основная часть.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти) , спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет и т.д.).

Почти все ткани пригодны для шитья из лоскутков, но хлопчатобумажные подходят больше других, потому что они хорошо стираются и сравнительно долговечны. Подойдут и тонкие, и плотные, и купонные ткани, даже хлопчатобумажный бархат, нужно только соединять ткани одинаковой плотности. Можно использовать сукно, полотно, шелк, атлас, люрекс, плотно связанное шерстяное полотно. Следует избегать тканей, которые быстро протираются или вытягиваются. Если все этапы изготовления изделия продуманы и материя подобрана по цветам, работа идет быстро и легко. Прежде всего все ткани надо выстирать, чтобы усадка сшитых лоскутков при стирке готового изделия была равномерной. Кромки нужно обрезать, так как они могут затягивать и морщить срез на котором расположены.

Техника лоскутной мозаики – это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Схема, как правило представляет собой геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов. Прежде чем приступить к работе по имеющемуся замыслу, необходимо вычертить схему рисунка на миллиметровой бумаге или просто на бумаге в клетку, продумать цветовое решение и подобрать ткани.

Работа над созданием схемы, как правило, осуществляется по одному из двух направлений.

В первом случае используется принцип работы «от большей площади», т.е. схема будущего изделия продумывается целиком, начиная от композиционного центра и постепенно охватывая всю площадь.

Во втором случае построение схемы сводится к разбивке сюжета на отдельные фрагменты. При этом широко используется метод зеркальной симметрии. Один или группа фрагментов в той или иной последовательности повторяются на протяжении создания всей схемы.

Определив направление, по которому создается схема лоскутного изделия, необходимо выбрать технику или метод изготовления этого изделия.

Техника лоскутной мозаики включает в себя несколько ее видов. К ним относятся:

Шитье из полос

Шитье из квадратов

Шитье из прямоугольных треугольников

Техника «Русский квадрат»

Шитье из равносторонних треугольников

Шитье из многоугольников

Шитье на основу

Витражный способ шитья.

Более подробно хочу остановиться на одном виде из перечисленных выше техник лоскутного шитья – «Колодец» В этой технике выполнен образец «Кармана-лакомника».

Карман-лакомник в старину был замечательным дополнением к поясу и костюму. Такие карманы не только являлись украшением наряда, но и использовались как кошелек для денег, лакомств, мелких предметов. В Поволжье было принято, что бы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.

Но и сейчас такие кармашки станут замечательным аксессуаром для всяких сказочных мелочей! А лоскутная техника исполнения раскрасит жизнь в яркие ситцевые цвета.

Техника лоскутной мозаики «Колодец».

Схема сборки «Колодец» («Сруб», «Американский квадрат») широко известна и с успехом используется мастерицами лоскутной техники в их работах. Эта схема сборки была распространена в Европе и Америке еще в позапрошлом столетии. В ее основе лежит шитье из полос. Существует две разновидности сборки схемы «Колодец». Одну из них мы рассмотрим на примере «Кармана – лакомника».

Схема сборки «Колодец» первого вида наиболее популярна и чаще применяется в изделиях (по данной схеме изготовлен данный образец).

Для работы необходимо подготовить ткань в виде полос и квадратов. Начальным элементом сборки является квадрат (элемент 1), на котором делают цветовой акцент. Размер стороны квадрата превышает ширину полос первого яруса. Шитье начинается с квадрата, к одной из сторон которого притачивается полоса первого яруса. Длина полосы заранее не измеряется, а после притачивания полосы излишки ткани отрезаются. Квадратную заготовку (элемент 1) и полоску (элемент 2) складывают лицевыми сторонами, выравнивают по краю и стачивают шириной шва 0,5-0,7 см. Шов разутюживают. Вторую полосу первого яруса (элемент3)притачивают к следующей стороне элемента 1, захватывая элемент 2, т.е. прокладывая машинную строчку перпендикулярно первому шву. Далее, двигаясь против часовой стрелки, к третьей стороне элемента 1, захватывая элемент 3, притачивают элемент 4. Завершающим элементом первого яруса является элемент 5, который притачивают к четвертой стороне элемента 1, захватывая элементы 2 и 4. Не меняя направления, продолжают наращивать первоначальный квадрат вторым ярусом полос. Элемент 6 притачивают к элементу 2, захватывая элементы 5 и 3. Элемент 7 притачивают к элементу3, захватывая элементы 6 и 4; элемент 8 притачивают к элементу 4, захватывая элементы 7 и 5 ; замыкающий элемент 9 притачивают к элементу 5, захватывая элементы 8 и 6.и т. д. Таким образом, не меняя направления, соединяют третий и последующие ярусы полос.

Сборка образца по схеме «Колодец»

Цветовое решение «Колодца» может быть различным. Насыщенность цвета может изменяться от яруса к ярусу. Если изготовление образца начинается с элементов более светлых тонов и заканчивается элементами более темных цветовых тонов, то создается оптический эффект «горки». Если же в начале работы используются ткани темных цветовых тонов, а по мере приближения к краям применяются ткани более светлых тонов, то создается эффект «ямы». Одновременно используя в одном изделии фрагменты, выполненные с учетом предлагаемых цветовых решений, можно добиться объемного восприятия плоскостного изделия.

Следует помнить, что в любом изделии, выполняется ли оно в цвете или при его создании участвуют ахроматические цвета, должно присутствовать логическое завершение. В противном случае вид изделия способен вызвать нежелательные эмоциональные нагрузки.

Широко распространена схема «Колодец» с диагональной цветовой разбивкой. В этом случае схема условно делится диагонально на две части. Элементы, расположенные по одну сторону диагонали, изготовляются из тканей насыщенных цветовых тонов, а элементы, расположенные по другую сторону диагонали,- из тканей бледных оттенков. Таким образом, элементы 2,3,6,7,10,11 имеют более яркую расцветку, а элементы 4,5,8,9,12,13 – менее насыщенную и более спокойную расцветку (см. рис.).

Схема сборки «Колодец» второго вида.


Схема сборки «Колодец» второго вида отличается от схемы сборки первого вида последовательностью соединения полос относительно первого элемента. В этой схеме центром работы также является квадрат.

Изготовление «Кармана-лакомника» в технике лоскутного шитья.

Схема сборки «Колодец» с диагональной цветовой разбивкой.

Необходимые материалы и инструменты для изготовления кармана:

    Разноцветные полоски хлопчатобумажной ткани шириной 2 см.;

    Однотонные полоски хлопчатобумажной ткани шириной 2 см.;

    Хлопчатобумажная ткань для подкладки кармана;

    Нитки хлопчатобумажные.

5 Ножницы

1
2
3

4
5
6

7
8

9
10
11

Заключение.

В обучении предметной деятельности декоративно-прикладного характера равно важны и процесс, и результат.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. В понятии «творчество» заложено создание нового, того, что ранее не было известно. Декоративно-прикладные изделия призваны украшать жизнь человека, т. е. быть полезными и одновременно красивыми. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия. Потому что легко и просто дать небольшим обрезкам тканей, кусочкам материала, всевозможным остаткам вторую жизнь, в которой они будут верно служить человеку, принесут радость и пользу, сделают его дом и быт более удобным и красивым. В целом работа в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы развить в человеке творческое начало, научить понимать и любить красоту. Лоскутное творчество воспитывает вкус, пробуждает фантазию, учит чувствовать и - что самое важное – создавать прекрасное, помогает ощущать себя мастером и творцом.

Список используемой литературы.

1.Грин М.Э. Шитье из лоскутков М. Просвещение. 1981г.

2.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. М. Школьная Пресса 2004г.

3.Максимова М.В. Кузьмина М.А. Лоскутки М.ЭКСМО-Пресс 1998г.

4.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. М. Культура и традиции.1998г

ОДЕЯЛО «ДНИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ»

Размер изделия: 230 х 182 см Это одеяло выполняется очень простым и эффектным способом шитья из полос. На Западе эта техника называется «зигзаг». Для изделия подобраны ткани 12 оттенков — золотистых, зеленовато-коричневых и коричневых, напоминающих краски поздней осени. Кайма сшита из полос шириной 6,5 см.

1. Из выбранных для одеяла тканей выкроите полоски шириной 3,5 см, длиной 76,5 см. Сшейте по 12 полосок разного цвета подлинным сторонам в широкие полосы, расположив их от темных к светлым. Для одеяла понадобится 21 такая деталь.
2. Прогладьте полосы, заутюживая припуски на одну сторону. Разрежьте полосы на квадратные детали со сторонами, равными 25,5 см. У вас получится 63 квадрата-блока.

3. Разложите блоки по схеме. Сшейте их в полосы, после чего сшейте полосы в полотно.
4. Прогладьте припуски, подровняйте полотно и пришейте кайму.
5. Подготовьте одеяло к стежке и простегайте «в канавку» по зигзагообразным линиям соединения блоков.
6. Оформите изделие руликом.

ОДЕЯЛО «ОСИНЫ В ОКТЯБРЕ»

Размер изделия: 220 х 220 см На примере этого одеяла познакомимся еще с одним несложным способом изготовления блоков. Этот способ соединения полосок в блок вокруг элемента квадратной, ромбической или шестиугольной формы очень любим во всех странах мира. Такие блоки у разных народов называются по-разному: «колодец», «изба», «бревенчатый сруб».

Рассмотрим блок, в основе которого лежит квадрат. Квадрат может располагаться в центре, в углу, может быть слегка смещен от центра. Его можно разделить на два треугольника, на четыре маленьких квадратика, на четыре треугольника, на два маленьких квадратика и полоску.
На Руси мастерицы очень часто делали центральный квадрат из красной ткани, подчеркивая тем самым его значимость. Действительно, место расположения, размер центрального квадрата диктует весь дизайн изделия. Цвет квадрата может контрастировать с цветами других элементов работы, а может и сливаться с ними, что придает рисунку мягкость. Классическим приемом считается выполнение половины блока из светлых, а половины — из темных полос. Сочетание темных и светлых полос дает возможность создать множество различных орнаментов.
Чем больше оттенков ткани присутствует в блоке и чем более узкие полоски используются, тем красивее будет изделие. Узкие полоски создают красивые переливы цвета.
Подберите для одеяла темные и светлые ткани цветов золотой осени — коричневатые, оранжевые, зеленые и желто-золотистые, добавьте к ним ткани ярко-красных и бордовых тонов.

1. Из оранжевой ткани выкроите 64 квадратные детали размером 6×6 см. Из ткани каждого оттенка выкроите полоски шириной 4 см произвольной длины. Сшейте одинаковые по цвету полоски между собой по коротким сторонам в длинные полосы.
2. На лицевую сторону одной из светлых полос положите квадратную деталь лицевой стороной вниз и пристрочите. На небольшом расстоянии от первой положите вторую квадратную деталь и тоже пристрочите. Таким же образом пристрочите к светлой полосе все остальные квадратные детали. Загладьте припуски на темную сторону. Разрежьте полосу на части. Полученные детали должны иметь вид квадратов со светлой полоской с одной стороны.
3. Таким же образом пришейте получившиеся заготовки ко второй светлой полосе и разрежьте ее на части. Светлые полоски должны окаймить каждый квадрат с двух соседних сторон.
4. Пришейте к каждой получившейся детали по две темных полоски по схеме, как будто вы строите колодец или сруб. Обшейте основной квадрат темными и светлыми полосками до получения блока необходимой величины. Не забывайте проглаживать каждый шов. Всего выполните 24 блока с темной стороной, собранной из полосок бордового оттенка, и 40 блоков с темной стороной из полосок зеленого оттенка. Основные квадраты у всех блоков должны быть одинаковыми. Тщательно прогладьте готовые блоки и подровняйте их ножницами или роликовым ножом. Все блоки должны иметь равные размеры.

Совет. Не имеет значения, в какой последовательности вы обшиваете полосками основной квадрат. Главное, делайте это в одном направлении — или по часовой, или против часовой стрелки.

5. Разложите блоки по одной из представленных схем или придумайте свою.
6. Сшейте блоки в полосы, после чего сшейте полосы между собой. Аккуратно прогладьте работу, срежьте с изнанки лишние нитки.
7. Подготовьте одеяло к стежке. Выкроите подкладку по длине и ширине на 17 см больше размера лоскутного полотна (11 см — ширина каймы и 6 см — запас на стежку). Выкроите кусок синтепона того же, что и подкладка, размера. Сметайте все три слоя, а затем простегайте на машине «в канавку» по боковым сторонам темных полос.

Совет. Притачивать кайму к изделию после стежки целесообразно, если край работы неровный. В этом случае с помощью стежки вы скорректируете край, а затем каймой окончательно выровняете его.

8. Пришейте кайму. Кайма на этом одеяле состоит из трех частей — ближе к центру расположена полоска шириной 3 см. следом за ней — полоска той же ширины из другой ткани и, наконец - полоска шириной 9,5 см. Такую кайму обычно пришивают к одеялам, имеющим пеструю середину Две узкие полоски отделяют центральную часть изделия от широкой части каймы, при этом добавляя в работу дополнительный цвет. Пришейте последовательно полосы, каждый раз выверяя точность размеров работы. Слегка припарьте кайму, не нажимая на ткань утюгом, чтобы синтепон не расплавился. Снова прометайте все три слоя одеяла по срезам.
9. Оформите края одеяла руликом.

В этом мастер-классе я подробно разберу составление схемы одного из своих покрывал. Как составить и сшить интересную геометрию из довольно простых лоскутных блоков в технике «Колодец».

Для начала немного о самой технике. «Колодец» или её еще называют «Изба», а по английски «Log Cabin» является одной из основных и довольно простых техник лоскутного шитья. С её помощью можно создать уникальные и удивительные узоры. Можно сочетать всевозможные и каждый раз получать новый и уникальный узор. Этот блок на столько многогранен, что из него можно сшить более 1000 различных вариаций. Мы возьмем за основу конкретный эскиз и начнем.

Пошаговый пошив:

Итак, в данном покрывале у нас присутствует 3 вида блоков:


Шьются эти блоки очень просто. Для наглядности нарисуем схему:

На этой схеме показана последовательность пришивания наших кусочков. Цветовой подбор может быть разным. Но лучше чередовать светлую и темную ткани. Тогда в итоге на большом полотне получится красивая геометрия из данных блоков. Далее составляем схему нашего лоскутного покрывала, считаем необходимое количество каждого блока и начинаем уже складывать рисунки. Вот 1 пример, который мы сложили из наших блоков:


Рисунок начинаем складывать с центрального квадрата (отмечен черными линиями), затем второй ярус – голубые линии, третий ярус – желтые линии и так далее.


На этом примере, с первого взгляда, всё хорошо и красиво, но в местах, отмеченных кружочками, мы видим нарушение геометрии. Т.е. рисунок может быть в данном случае разный, но обязательно симметричный, иначе теряется вся картинка. Теперь попробуем исправить это:


Вот мы получили геометрически правильный и симметричный рисунок нашего покрывала. Остается придумать кант и треугольники. Здесь тоже вариантов достаточно для фантазии. Мы покажем некоторые из них:

Эскизы лоскутных покрывал с блоком "Колодец"

После того, как определились с рисунком, начинаем сшивать верх (топ) нашего лоскутного покрывала. Этот блок сшивается полосами по диагонали, начиная с любого угла. Я начала сшивать, как показано на рисунке, с левого верхнего угла:


Похожие публикации